Категории каталога

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Мини-чат

300

Наш опрос

Что вы слушаете?
Всего ответов: 71

Статистика

NightSky

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

МУЗЫКАНТ И ПРОДЮСЕР: Как найти точки соприкосновения...
Первая запись в студии... Наверное, каждому музыканту, хоть раз начинавшему свой проект, знакомо приходящее на смену радостной эйфории первых дней острое чувство разочарования при прослушивании дома сведенной фонограммы. Куда провалились томы, почему бас гудит? И разве так должна звучать гитара в вашей музыке? Дальнейшее обсуждение обычно сводится к следующей формуле: если запись удалась - музыканты молодцы, если нет - виноват звукорежиссер. Вы начинаете вспоминать, что он игнорировал весьма важные, по вашему мнению, замечания, а в решающий момент отодвинул всех от пульта и свел фонограмму так, как считал нужным. Или наоборот, вы ждали от него помощи, решительных действий, а он с готовностью выполнял любые ваши указания, но сам был абсолютно безинициативен. Не будем перечислять все эпитеты, которыми вы щедро награждаете работников студии, слушая запись в тесном кругу своих братьев по духу. Попробуем вместо этого задаться вопросом: а все ли вы сами сделали для того, чтобы запись получилась успешной? Да, вы упорно репетировали, хорошо выучили свои партии, не пили, не курили и т.д. Может быть, даже поставили новые струны и пластики. Но все это ваше внутреннее дело. Приходя на студию, вы вступаете в сложные взаимоотношения с новымилюдьми, сталкиваетесь с неизвестной аппаратурой. Как сохранить при этом свежесть и спонтанность музыки, не погрязнув в то же время в технических проблемах? Каковы обязанности звукорежиссера? Да и что это за профессия такая? Само слово имеет отечественное происхождение и было придумано, очевидно, для того, чтобы поднять престиж малооплачиваемого труда работников радио и телевидения, приравнять их, так сказать, к "творцам". В зарубежной практике такой профессии нет. Приходя на студию, музыкант имеет дело, в основном, с двумя специалистами, - с продюсером и звукоинженером. Возможно, им помогает звукотехник. Если роль звукоинженера и техника еще может быть понятна для нашей музыкальной публики, то присутствие в студии продюсера вызывает по большей части недоумение. Да и кто такой продюсер, в нашем понимании? Большинство российских музыкантов уверенно ответит - это тот, кто за все платит и раскручивает проект. Вот пускай он этим и занимается.

Возможно, отчасти они правы. Продюсеру приходится заниматься финансовыми вопросами и еще кучей всякой всячины. Но все же роль продюсера в западной музыкальной индустрии значительно шире. Здесь мы рассмотрим основные стороны деятельности продюсера применительно к развитой структуре зарубежного музыкального бизнеса.

РОЛЬ ПРОДЮСЕРА

Запись в ее конечном виде (CD, кассета) является результатом работы творческой группы. Кроме музыкантов, в нее входят обычно студийные инженеры, вокалисты, аранжировщики и копировщики нот. Главой группы является продюсер.

Некоторые продюсеры находят и разрабатывают талант, формулируют концепцию альбома и представляют готовый для записи проект на уже существующую фирму, которая затем производит, раскручивает и распространяет конечную продукцию.

В другом случае все, что касается открытия и разработки таланта, происходит подобным же образом, но кроме того создается новый "label" для производства и сбыта записей. Таким путем часто становятся продосерами музыканты, раскручивающие свой собственный талант или группу, которую они сформировали; или люди, находящиеся вне основной индустрии, - доктора, юристы, бизнесмены, которые открывают и инвестируют местный талант по причинам разного свойства (от экономических до желания прославиться).

Еще одна разновидность продюсера - индивидуал, работающий для группы фирм и пользующийся достаточным авторитетом для того, чтобы его приглашали на запись конкретного альбома. Если репертуарный отдел компании находит потенциальный талант, то продюсер с громким именем м жет быть приглашен для уменьшения риска, связанного с новым проектом.

Независимо от того, каким путем человек попадает на роль продюсера, его обязанности одни и те же: организация и управление творческой группой для создания новой записи, которая удовлетворяет поставленным целям, по приемлемой стоимости. Для выполнения этой задачи продюсеру приходится попеременно играть роль музыкального критика, инженера, бизнесмена, дипломата и арбитражного судьи. Но высшая задача продюсера - быть адвокатом потребителя, защитником потребительских интересов. Чем более точно его решения будут выражать эти интересы, тем больше шансов на успех.

КОНЦЕПЦИЯ

Каждая запись начинается с концепции, и чем точнее концепция определяет конечный продукт, тем лучше. Источником концепции может быть все что угодно, - конкретные события, любовь, ненависть и другие эмоции, новый звук.

"Xop донских казаков поет песни АС/DC" - может и не самая лучшая концепция, но уже один заголовок в какой-то мере определяет конечный продукт. Четко определены артисты (хор) и материал для исполнения (подборка песен, исполняемых или записанных ранее АС/DC). Так как далеко не все студии способны вместить казацкий хор, а расходы на перевозку и проживание хора в гостинице будут огромными, стоит, очевидно, нанять передвиж- ную записывающую установку и записать хор в их родной филармонии. Возможно даже определить потенциальный рынок для конечного продукта. С одной стороны это казаки с нетрадиционным вкусом, с другой - любители АС/DC.

Эта концепция, однако, нуждается в некотором уточнении. Нужно ли будет получить "саунд" АС/DC, или, наоборот, придать песням казацкий оттенок? Будет ли это одинарный или двойной альбом? Как будет выглядеть конверт?

Таким образом, независимо от источника идеи, продюсер до начала работы должен как можно яснее представить вид конечного продукта. Это необходимо, поскольку концепция определяет как будет сделана запись, как много времени это займет, какие технические средства необходимы, и сколько это будет стоить. Концепция также поможет классифицировать потенциальный контингент покупателей.

Но название альбома не всегда является определяющим. Группа может решить записать те номера, которые наиболее успешно исполняются уже на концерте, назвав альбом, например, "The Best of...". Однако, в этом случае тоже возникают трудности, которые продюсер должен обойти. Успех того или иного номера на концерте может зависить от визуальных эффектов, костюмов, хореографии. Поэтому для успеха записи, может быть, стоит рассмотреть другой материал.

Кроме чисто творческих вопросов, возникают вопросы технического характера. Каковы временные ограничения для записи и для конкретных номеров? Покупатели дисков с рок, диско или техно музыкой обычно отдают предпочтение длинным композициям, которые позволяют поддерживать настроение и темп во время танца. В то же время радиостанции и телевизионные программы, от которых в большой степени зависит успех, стараются брать короткие номера, что позволяет им сделать программу разнообразнее и обеспечить рекламные вставки.

Какому способу записи отдать предпочтение? С точки зрения возможных расходов лучше писать все сразу на две дорожки, например на DAT, но в этом случае трудно что-то исправить в полученной записи, и от звукоинженера требует ся большое мастерство. Многие звукоинженеры, работающие в студии, просто никогда не попадали в ситуацию "живого" микширования, и продюсер должен заранее выбрать опытного специалиста. При многодорожечной записи возможна редакция, исправление неверно сыгранных партий, но и в этом случае может понадобиться одновременная запись нескольких инструментов, скажем, ритм-секции, для того, чтобы сохранить живой "драйв".

Важно, в каком порядке песни будут расположены на диске. Если диск не связан с какими-либо предыдущими записями или синглами, то рекомендуется начать с песни с наибольшим хит-потенциалом. За ней следует песня со вторым по значению хит-потенциалом. На виниловых дисках обычно сторону В открывали третьей по значению песней, а следующие две лучшие песни замыкали стороны А и В соответственно.

Песни в одном темпе или в одной тональности не должны следовать одна за другой. Если возможно, продюсер может транспонировать в другую тональность или изменить темп, или подобрать другую сильную песню, соответствующую этим критериям. В то же время лучше оставить следующую песню в той же тональности, чем заменить ее на менее сильную и таким образом нарушить сбалансированную последовательность.

ВЫБОР СТУДИИ

Выбирая студию, продюсер может прослушать записи, сделанные в той или иной студии, и выяснить мнение других продюсеров.

Некоторые продюсеры используют определенные типы микрофонов для записи вокала и инструментов. Наличие хороших эффектов, компрессоров-лимитеров, эквалайзеров должно также учитываться при выборе студии. Обычно продюсер выбирает две - три студии и оставляет окончательное решение за менеджером.

ЗАПИСЬ

Когда в студии все готово к записи, продюсер занимает место в аппаратной за пультом вместе со звукоинженером. Независимо от того, пишется ли все сразу на две дорожки или на многодорожечный ма гнитофон, будет ли играть один или несколько инструментов, звукоинженеру необходимо произвести техническую настройку.

Когда инженер заканчивает настройку, тогда и только тогда продюсер может обратиться к нему со своими вопросами и комментариями. Например, продюсер хочет слышать звук скольжения пальцев по грифу акустической гитары, или баланс басов и высоких у рояля не совсем верный, или басовый барабан звучит рыхло. Обо всем этом продюсер говорит звукоинженеру, который производит необходимую подстройку микрофонов, эквалайзеров и других устройств, пока не будет достигнут желаемый звук. Чем больше компрессии, эквалайзеров и другой обработки-тем дальше звук от оригинала. Поэтому продюсер определяет необходимость той или иной обработки с точки зрения потребителя, его восприятия, т.е. как это повлияет на продажу альбома в конечном счете.

Продюсер и инженер должны хорошо понимать друг друга. Продюсер несет ответственность за выбор того или иного звука, но звукоинженер решает, как его достичь. Продюсер не должен говорить инженеру: "Подними 10кГц на тарелке ride". Вместо этого он должен говорить: "Сделай тарелку ride немного ярче". Технические советы звукоинженеру, касающиеся размещения микрофонов, эквализации, компресии и т.п., даются только в крайнем случае, когда в ответ на дипломатично сделанные предложения не последовало адекватной реакции.

В тоже время от инженера могут поступать самые разные предложения. Продюсер должен прислушиваться к ним, но не поддаваться сиюминутному давлению, не отступая от намеченного плана.

Кто может остановить песню, если при записи возникают ошибки? За основу признан следующий порядок. Если была действительно не верная нота, или солист вступил не вовремя, песня может быть остановлена руководителем или любым исполнителем. Если ошибка небольшая, музыканты продолжают играть, и дело продюсера - решить, можно ли будет исправить ошибку при микшировании или другим путем, или нужно остановить запись. Инженеру разрешается останавливать запись по чисто техническим проблемам, но никогда по причине артистического характера.

МИКШИРОВАНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ

При сведении многодорожечной записи на двудорожечную ленту роли между звукоинженером и продюсером распределяются в основном также, как при записи. Продюсер внимательно прослушивает сделанные дубли и при необходимости что-то исправляет. Одно из самых трудных рушений, которые должен принять продюсер - это решить, когда работу мож- но считать законченной. Каким образом изложенная выше информация соотносится с нашей реальностью? Общее состо- яние записывающей индустрии в этом году можно скорее охарактеризовать как застой, особенно что касается CD. Тираж в 20 тысяч экземпляров считает- ся большим успехом, и это в многомиллионной стра- не. Как правило, редкая запись делается от начала до конца специально приглашенным продюсером. Ча- ще все огра- ничивается вызовом продюсера на сведение. Тем не менее, цены на такие услуги воз- растают. При цене 25 долларов в час за студию, стоимость работы продюсера на сведении может достигать от пятисот до тысячи долларов за песню.

Категория: Мои статьи | Добавил: nightsky (05.05.2008) | Автор: по материалам журнала Music Box
Просмотров: 1154 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 1
1  
Бывают в жизни огорченья cry
Но это не тот случай tongue

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]